Аристолель биография
Биография → Биографии на букву А → Биография Аристолеля
Аристолель биография
Аристотель (Аристотель; греч. 384 до н. Э, Стагирит — 322 до н. Э, Халкида) — древнегреческий ученый-энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики.
Аристотель родился в городе Стагирит. В 367 до н. н.э. — 347 до н. е. учился в академии Платона в Афинах, в 343 до н. н.э. — 335 до н. н.э. был воспитателем сына царя Македонии Филиппа — Александра. В 335 до н. е. вернулся в Афины, где основал свою философскую школу — перипатетиков. Среди его произведений — «Никомахова этика», первая «Поэтика».
Аристотель жил и работал в то время, когда культура свободных греческих городов-государств достигла наивысшего расцвета и начала распространяться вместе с завоевательными войнами Александра Македонского далеко за пределы Балканского полуострова. Культура Эллады проникла в Египет, Персию, Междуречье Тигра и Евфрата, Среднюю Азию и Индию.
На долю Аристотеля выпала миссия подвести итог достижений ученых и философов античной Греции и, обобщив их труд, передать следующим поколениям. Только его гений был способным выполнить это титаническая задача. Он был одним из величайших энциклопедистов, известных человечеству. Им были заложены основы биологии, физики, этики, логики, психологии, социологии.
Детство и юность Аристотеля
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской горы, в 384 году до нашей эры. Поэтому получил прозвище Стагирит. Отца Аристотеля звали Никомаха, он был врачом при дворе македонского царя Аминты III. Никомах происходил из семьи врачей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец стал первым наставником Аристотеля.
В 369 году до н. е. в возрасте 15 лет Аристотель лишился родителей. Опекуном стал Проксен, родственник отца, который также жил в Стагире и всячески поддерживал жажду юноши к познанию (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нем, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора и женил на своей дочери Пифиада). Значительный наследство, полученное от отца, позволил Аристотелю не только не знать нужды, но и покупать книги, которые в то время были дорогими. Кроме средств Аристотель унаследовал отчество произведения, в которых скрупулезно описывались наблюдения над живой и неживой природой. Поэтому перед тем, как начать занятия общими науками, Аристотель изучал растения и животных, пытаясь обобщить опыт Никомаха, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
Значительное влияние на юного Аристотеля совершил македонский царский двор, где он провел раннее детство. Там он познакомился с царем Филиппом, в будущем отцом великого полководца Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. С Филиппом Аристотеля связывали не только общие интеллектуальные интересы, но и распространившееся враждебное отношение к Персии. Юношеские годы Аристотеля пришлись на период начала расцвета Македонии. Хотя Аристотель получил греческий образование и был носителем греческого языка, симпатизировал демократическому образу правления, одновременно он оставался подданным македонского правителя. Это противоречие сыграла важную роль в его философской, научной и даже личной судьбе.
Взгляды Аристотеля
Метод познания
В аристотелевского «Физике» нет ни математических формул, ни описаний опытов и приборов. Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установление логических противоречий в выводах, вытекающих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики и логики, был присущ древним мыслителям. Сократ, выдвигая те или иные положения, ставил вопрос, придумывал ответы, сопоставлял эти ответы и показывал логическую противоречивость тех или иных ответов, которые кажутся на первый взгляд очевидными. Тем самым он доказывал их неправильность, абсурдность.
Аристотель представляет также первый (очень общий) разделение наук (теоретических, практических и поэтических — «технических»). Значение познания в человеческой жизни, по мнению Аристотеля, очень большое — человек от природы стремится к познанию. Познания («теория» гречески — наблюдение, неабстрактне мышления) является высшей целью жизни, познания — божественная форма жизни человека.
В познании Аристотель различает разные степени:
- практическое умение («техне»), базирующаяся на знании об объектах, на которые направлена практическая деятельность;
- рассуждения («фронезис»);
- наука;
- мудрость («софия»);
- ум («нус») — производительная сила познания.
Аристотель повлиял на все дальнейшее развитие научной и философской мысли. Его произведения касались практически всех отраслей знания того времени. Он собрал и систематизировал огромный естественнонаучный материал своих предшественников, критически его оценил, исходя из своих философских взглядов, и сам осуществил ряд глубоких наблюдений.
Физика
Система элементов и стихий по Аристотелю
В физических трактатах «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах», «Механика» и других он изложил свои представления о природе и движение, заключают развитие античной науки на протяжении 15 веков. Физика у него в своей основе умозрительная. Первичными качествами материи он считал две пары противоположностей «теплое — холодное» и «сухое — влажное», основными (ниже) элементами, стихиями, — землю, воздух, воду и огонь (своеобразная «система элементов»), что является различными комбинациями первичных качеств; соединению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным — вода, теплого с сухим — огонь, теплого с влажным — воздух. Пятым, наиболее совершенным элементом Аристотель считал эфир.
Изменение свойств приводит к изменению агрегатного состояния вещества. Когда, например, в воде качество «холодное» заменяется на «теплое», вода превращается в пар (в понимании Аристотеля — воздух). Это потому, что вместо комбинации «холодное и влажное» (вода) возникла новая комбинация (теплый и влажный). В некоторых случаях Аристотель отмечает, что качественные изменения иногда происходят внезапно (скачком), как, например, переход воды в пар.
Исследования Аристотеля охватывают также механику, акустику и оптику. В частности, звук он объяснял «сотрясением» воздух звучным телом, эхо — отражением звука, выступал против некоторых теорий Евклида.
Заслуга Аристотеля в натурфилософии состояла в том, что он систематизировал и обобщил представления о природе, которые сложились в рамках древнего общества. Однако некоторые из выводов Аристотеля были ложными, что, учитывая его авторитет протяжении позднего средневековья, создало определенные сложности для установления истины. Одним из таких выводов было положение о том, что движется только движимое — Аристотель не сумел понять принцип инерции.
Космология
Взгляды на мир он изложил в своей космологии, господствовавшей в науке до Н. Коперника. По Аристотелю, Вселенная, ограничен в пространстве, но бесконечный во времени, состоит из ряда концентрических хрустальных сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звезд, в центре Вселенной находится неподвижная Земля, вокруг которой по концентрических кругах вращаются планеты. Область между орбитой Луны и Земли (так называемый подлунный мир) является областью беспорядочных неравномерных движений, а все тела в ней состоят из четырех низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как самый тяжелый элемент, занимает центральное место, над ней последовательно размещаются оболочки воды, воздуха и огня. Область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд (так называемый надлунную мир) является областью вечных равномерных движений, а сами звезды состоят из пятого элемента — эфира. Эфир по Аристотелю — это божественная сущность, причиной движения небесных тел есть Бог.
Движения тел, например, тот факт, что тяжелые тела падают, а легкие поднимаются вверх, по Аристотелю вызванные тенденцией элементов прийти к своим природным сфер, другие движения восстают под влиянием сил.
Аристотель высказал мысль о том, что Земля и Луна шаровидные.
Физика Аристотеля, основанная на принципе целесообразности природы, хотя и содержала отдельные правильные положения, вместе с тем отвергала прогрессивные идеи гелиоцентризма. В античности были и теории гелиоцентрические, предполагавшие, что Земля движется вокруг Солнца, как это думали некоторые пифагорейцем, но этой теории противоречили известные тогда факты — например, отсутствие параллакса зрение. Эти взгляды позже, во 2 в., Разработал Птолемей, создав достаточно точную геоцентрическую систему.
Метафизика
Аристотель обсуждает общие философские проблемы урывками, в различных трактатах. Эти обсуждения получили название «цель и физика» или «метафизика», поскольку они не попали в Аристотелеву «Физику», а остались вне ее (по-гречески цель означает поза). Впоследствии слово метафизика стало употребляться как синоним слова философия. В новейшие времена термин метафизика получил пренебрежительного окраску, как неконкретные, догматические рассуждения, в частности марксизм, вслед за Гегелем, противопоставляет метафизику диалектике.
В своих произведениях, охвативших все отрасли знаний того времени, Аристотель стремился обобщить достижения античной мысли. Он еще меньше, чем Платон закончил «систему философии» (как не сделала этого большинство выдающихся философов). Поэтому характер его философских взглядов возможно выяснить только на отдельных примерах. Как Платон различает материальный, смысловой мир истинно идеальное бытие, так Аристотель противопоставляет материю и форму (по-гречески «Морфий» — от этого корня происходит слово «морфология»). Он противопоставляет также материи и цель («телос» — от этого корня происходит слово «теология») в каждой вещи.
Свою философию Аристотель разделял на учение о бытии, учение о моментах бытия, учение о становлении. Первая из этих частей содержит учение о сущности, ее познания и о категории. Здесь Аристотель дал критику идей Платона, по мнению которого реально существуют только общие идеи, а конкретные вещи являются лишь «тенями» идей. Аристотель указывал, что Платон искусственно отделил понятия сущности от вещей. В отличие от Платона, Аристотель считал сущность конкретные вещи, а понятия — за их отображения. Аристотель считал, что сущность существует не вне вещами, а в самих вещах; признавал объективное существование природы и исходил из того, что материя существует вечно. Познание природы происходит из-за ощущения, представления, понятия. Без ощущений нет истинного знания. Аристотель также критикует взгляд Платона на познание, как «припоминание» душой того, что с ней происходило в царстве идей, из которого душа якобы происходит.
В учении о «моменты бытия» Аристотель рассматривает материю, форму, движение. Он вкладывает это учение в общую формулу перехода возможности в действительность. Материя у Аристотеля определяется как чистая возможность бытия, а не само бытие. По Аристотелю, существуют два вида материи — первая материя как чистая возможность бытия (она неизменна), и вторая материя, находящаяся в вещах (она изменяется, имеет начало и конец). Внутренняя связь между этими видами Аристотель не сумел раскрыть. Материю он рассматривал как нечто пассивное, аморфное. Это свидетельствует о его метафизическую ограниченность, которая нашла, в частности, свое обнаружение в критике Аристотелем материализма Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита. Форма выступает у Аристотеля как активный элемент, даже как сущность. По Аристотелю, существует две формы. Форма первая, или «форма форм», которая является двигателем, но которая не развивается, стоит над материальным миром и не имеет ни начала, ни конца. Форма вторая находится в вещах, меняется. Предположение первой формы по своей сути не отличается от идей Платона и является проявлением идеализма, ибо «форма форм» — это не что иное, как Бог.
Размышляя о «становления», Аристотель излагает учение о причинах, которыми определяется переход возможности в действительность. В каждой вещи мыслитель выделяет 4 причины:
- причину материальную,
- причину формальную,
- причину действенную,
- причину конечную, или целевую («кауза финалис»).
Аристотель объясняет это распределение, на примерах, взятых из области природы и искусства.
Аристотель считал, что о каждой вещи неорганической и органической природы можно спросить: «для чего?», «Ради чего?». Это означает, что цель присуща развитию каждой отдельной вещи, растения, животные. Существует также цель, или первичная энтелехия, и в развитии Вселенной. Эта цель стоит над материальным миром и направляет его развитие. Учение о энтелехию по своей сути является разновидностью идеализма.
В учении о природе Аристотель впервые в истории человеческого мышления создал классификацию форм движения. Он различал шесть видов движения: 1) возникновения, 2) уничтожение, 3) движение как изменение качественная, 4) увеличение, 5) уменьшение, 6) перемещения. Важное признание Аристотелем движения как качественного изменения. Никто из его предшественников не дал такого глубокого анализа движения. Понятию движения Аристотель придавал большое значение, поскольку, по его мнению, движение служит делу сочетание формы и материи при образовании вещей. Аристотель говорит:
«Поскольку любое движение происходит во время и, и в любое время может происходить движение, и т.д. все движимое может двигаться скорее или медленнее, то в любое время происходить и быстрее и медленнее движение. Если это так, то и время должно быть непрерывным. »
Логика
Основная статья Аристотелевская логика
Аристотель впервые в истории философской мысли предпринял попытку детального изучения форм и законов мышления. Логика Аристотеля своей задачей ставила изучения связей между понятиями, которые отвечают реальным связям между предметами и явлениями действительности. Под этим углом зрения Аристотель исследовал все основные формы мышления — понятия, суждения, умозаключения, сформулировал основные законы формальной логики, положил начало ее развития как науки. В произведениях Аристотеля по логике, которые получили общее название «Органон», подчеркивается совпадение форм мышления с формами бытия. Несмотря на некоторую метафизическую ограниченность в выводах по логике, Аристотель в результате широких и универсальных знаний, в частности по естествознанию, выходит за пределы формальной логики. Аристотель возводит в систематическую единство логические теории предшественников и добавляет к ним теорию доказательства (силлогизм), теорию изложения (топика) и т.д.. Два тысячелетия развития философской и математической мысли очень мало изменили в его теориях, хотя было немало попыток реформ логики.
Основная статья Категории (Аристотель)
Отдельное произведение посвящает Аристотель высоким понятием — категориям, которым является подрядные все остальные. Категории, которые служат орудием познания сущности вещей, Аристотель рассматривал как типы связей не только в наших понятиях, но и как отражены связи между вещами и явлениями. Этих категорий десять: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, присущие, действие, подпадания действия (πασχειυ).
Аристотель определяет категорию количества как предмет математики. Он указывает, что математик обходит разницу в свойствах вещей, например теплоту, вес и другие «чувственные противоречия» и рассматривает лишь количественную сторону.
Учение Аристотеля о категориях было значительным вкладом в развитие философии.
Биология
Свои взгляды на явления природы Аристотель изложил в произведениях «История животных», «О возникновении животных» и др.. На основании многочисленных наблюдений Аристотель разделил животных на 2 группы, примерно соответствуют группам позвоночных и беспозвоночных, заложил основы описательной и сравнительной анатомии, описал около 500 видов животных. Изучая зародышевый развитие кур, Аристотель наблюдал постепенное новообразования частей организма. Он высказал идеи о единстве в природе и о градации организмов, т. е. о существовании в природе постепенных переходов от неживых тел к растениям и от них — к животным. Труды Аристотеля оказали большое влияние на дальнейшее развитие биологии и медицины.
География
В трудах Аристотеля есть много и географических сведений. В его «Метеорологии» описано атмосферные явления, но понимание их причин и объяснения влияния климата на людей очень несовершенны. Аристотель, например, считал, что жители Северного Причерноморья «самым климатом обречены на рабство».
Эстетика
В противоположность взглядам Платона на прекрасное как «идею», Аристотель защищал реалистичный взгляд на искусство как на воспроизведение действительности и оказывал ему познавательного значения, критикуя Платона, противопоставлял искусство и познания.
Педагогика
Аристотель выдвинул ряд педагогических идей, создал свою систему воспитания «свободнорожденных» и дал этой системе теоретическое и психологическое обоснование. Воспитанию Аристотель придавал большого значения, поскольку, по его мнению, человек от природы получает лишь зародыши способностей, которые можно развить только воспитанием. В природе человека в неразрывном единстве находятся три стороны: растительная, животная (волевая) и умна. Согласно этих трех сторон строится и воспитания, которое должно охватывать физическое, нравственное и умственное воспитание человека. Эти мысли о воспитании «согласно с природой» были развиты позже — в 17 и 18 вв. Аристотель требовал учета возрастных особенностей детей. Воспитание, по мнению Аристотеля, должно быть не частным, а государственным делом.
Влияние Аристотеля
Аристотель имел большое влияние на дальнейшее развитие философии и науки, в частности в Украине. В 16 и 17 вв. курсы философии Аристотеля читались в братских школах и в Киево-Могилянской коллегии (курсы Иосифа Кононович-Горбацкий, Иннокентия Гизеля и др..). В первой половине 18 в. учение Аристотеля преподавалось в Киевской академии (курсы Феофана Прокоповича, Михаила Козачинского, Георгия Конисского и др..) и в нескольких десятках семинарий в славянском мире — в Украину (Харьков, Переяслав).
Смерть Аристотеля
Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.
Аристотель, ученый, писатель, философ и педагог А. Македонского, родился в 384 г. д.н.э., в семье врача царя Амины III, правителя Македонии. Смерть Аристотеля Отец стал первым учителем Аристотеля, но в возрасте пятнадцати лет юноша остается без родителей, обретя приемного отца Проксена. Получив внушительно наследство, Аристотель может позволить себе продолжить образование, с юности приобретя любовь к книгам.
В 17 лет Аристотель поступает в академию Платона, где изучает философию, математику и другие науки. В 349 г. Аристотель становится учителем Александра Македонского, на чем настоял царь Филипп II. В 335 году философ Аристотель возвращается в Афины, дабы открыть там Ликей (прототип лицея в будущем). Свои занятия он проводит, гуляя с учениками под сводами открытой галереи. Из нескольких десятков томов, записываемых на лекциях, до наших дней дошли всего 15.
К этому времени Александр Македонский становится царем, ведет военные действия, не забывая щедро одаривать деньгами своего учителя. Средства, полученные от Александра, Аристотель тратит на науку. Педагог имел смелость весьма жестко критиковать режим Македонского, но молодой царь разрешал своему мудрому учителю многое, что не прощал всем остальным. Так, он казнил племянника Аристотеля, получив донос о его измене.
В 323 году царь Александр погибает, отчего к власти приходят ярые оппоненты Македонского строя. Это приводит к аресту Аристотеля, которого обвинили в «нечестности». Но философу удается бежать из Афин, покидая которые, он сказал, что не позволит позорить философию. Смерть Аристотеля Спустя несколько месяцев после побега, Аристотель скончается, оставив после себя огромный вклад с будущую науку. На момент смерти Аристотелю было 62 года.
До нас дошло достаточно много его трудов: «Физика», «Этика», «О душе», «Риторика» и др. Все работы Аристотеля можно разделить на несколько групп: физически группы, логические, этические, политические и биологические трактаты. Кроме того, его труды повлияли на становление мусульманской философии.
Средневековые ученые, боготворя Аристотеля, в своих поисках всегда «оглядывались» на труды этого философа. Есть у Аристотеля и более радикальные труды, затрагивающие второстепенную роль в обществе для женщин, а также естественность рабства. Начиная с 18-го века, интерес в личности Аристотеля уменьшился, но его достижения в понимание мира и философии не забыты до сих пор.
Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.
Анекдоты, цитаты, онлайн игры, биографии, шутки, юмор, анекдот дня © 2011-2013 Foolks.org
игры онлайн | minecraft играть онлайн бесплатно | pes 2013 играть онлайн | Анекдот дня | far cry 3 играть онлайн | hitman играть онлайн